Mat-Race vs. Gorgany Race. Мультигонка 2013. Сухое изложение событий.

Автор: Дмитрий Лапин
Команда: “Mat-Race”

Преамбула и терминология.
1.    Мультигонка выглядит так: тебе дают карту и Контрольные Пункты (КП) на ней, которые нужно посетить, пройдя между ними иногда значительное расстояние. На некоторых КП есть технические задания (техэтапы), связанные, или не связанные с альпинизмом. Переправа, спуск на верёвке, по банкам пострелять. И ты этот путь должен пройти. Иногда, как в описанном случае – пешком. Иногда – часть пути на велосипеде, лошади, каноэ, дельтаплане, или роликовых коньках: нужное подчеркнуть.
Кто взял больше КП и пришёл раньше – тот и выиграл.
2.    Колыба – так в Карпатах называют и кабаки и маленькие пастушьи домики в горах.
3.    Жумар – устройство для подъёма по верёвке. Механический зажим, который можно передвигать только в одну сторону – вверх. При нагрузке вниз, специальный кулачок плотно зажимает верёвку, фиксируется и не даёт соскользнуть.
4.    Жереп – стланиковая горная сосна. В виде мягких кустов с длинными, причудливыми ветками. Как толстая хвойная виноградная лоза.
5.    Стенограмма гонки. Её нет. Поэтому некоторые детали я наврал. Честно.

– Хочешь поразмяться?  – спросил брат в ходе очередной телефонной беседы ни о чём.
– В каком смысле? – осторожно уточнил я. И, на всякий случай, ответил: – Хочу!

Под разминкой имелась в виду девяностокилометровая прогулка без остановки пешком, по горам, жерепу и бурелому.

Итак, что было нужно для участия:
1.    Подготовка. В смысле, физическая. Хоть какая-то. Задолго до гонки, за месяц, я расписал стройную систему спортивных упражнений, которая, правда только на бумаге, делала из меня чемпиона ещё до старта. И даже раз двадцать побегал, доведя дистанцию до двенадцати километров.
2.    Минимум один попутчик. Его тоже подогнал брат. Попутчика звали Андрюха. Андрюха был у нас капитан и инструктор по верёвкам.
3.    Страховочная система. Систему я шил в детстве из брезентового ремня. Похожую, но сертифицированную, тоже пришлось взять у брата. Команда Сороконожки, если что…
4.    Спусковое устройство. Приблуда с таким непонятным названием могла оказаться чем угодно: от репшнура, завязанного бабочкой, до реактивного лифта с нейтронным реактором. Поэтому я поступил просто. Попросил брата прихватить одну спусковуху и для меня, и посмотрел, как он отреагирует. Он прихватил. Спусковуха похожа на большого железного клопа. И ещё, на завитушку из арматуры, как на зажиточных деревенских заборах.
5.    Название. Нужно было выразить дух команды. А значит, ничего кроме «Матрас» не годилось. Я исправил отдающее деревней имя собственное на более благозвучное «Mat-Race». Дух и порыв остались.
6.    Аптечка. Акцент организаторы сделали на валидоле и нашатыре. Изящная, тонкая шутка. Вряд ли кто-нибудь оценил её по достоинству.

Гонка начиналась в субботу в одиннадцать. А заканчивалась в воскресенье, в пять вечера. Прибыли мы заблаговременно, и всю пятницу тренировались и разминались.

Предстартовая пятница была прекрасным и солнечным днём. Из тех, в которые хочется сделать добрый и хороший поступок. Поступок я спланировал заранее, и под вечер вытащил из ручья. Все посмотрели на меня с омерзением и истово отказались. Поскольку гонка. Через двадцать минут выпили всё. Поскольку пиво.
Мы хорошо сидели этим тихим вечером. И по-доброму ржали над Сороконожками, считающими калории в своих космических тюбиках. Замечательная еда в этих тюбиках. Вкусней даже, чем детская зубная паста.

Первое, что бросилось в глаза в Субботнее утро старта – Андрюха обул берцы. Познавшие жизнь, растоптанные, прошедшие не один Крымский поход берцы. Стало понятно, что как минимум ещё один участник имеет о предстоящем представление не менее туманное, чем я.

И наступило без одной минуты одиннадцать.
– «Кто вышел раньше времени, тот мудак!» – весело проорал один из организаторов, разделив таким образом участников на мудаков и тормозов. И объявил старт. Мы начали неплохо, быстро, и в первой четверти.
Пройдя чуть меньше километра, где-то до красного кружочка на картинке, вместе сосредоточенно прущей с толпой, я упёрся взглядом в неожиданно большое количество горизонталей на карте прямо перед нами. И понял: что-то не так. Не может такого быть, согласно плана. А запланировали мы сэкономить сотню метров набора, и компенсировать парой-тройкой лишних километров дороги. Спокойно, и чтобы комфортно.
И настоял вернуться. Стратегия есть стратегия! Андрюха помрачнел, но развернулся тоже. И мы вальяжно пошагали навстречу удивлённым взглядам догоняющей части табора.

Навигатор у меня умный, и тоже последовательный. Поймав спутник на поляне старта, он потерял его мгновенно. Из принципа, сука, потерял. Едва лишь заподозрил, что подъём впереди может быть круче, чем хотелось бы и ему и нам.
И объявился лишь после победного отступления на заранее подготовленные позиции. На старт, в смысле. Поэтому, хоть и пройдённый, но не отвечающий нашей с навигатором стратегии путь, на скриншоте я домалевал красным.

Мы отметились на двадцать четвёртом КП. Затем – без приключений – на втором, и попёрли на третье. И, неожиданно даже для себя, изобрели приём, оставивший несколько противников позади.
Ты идёшь по тропе по жерепу. Последователи – за тобой. Тропа слабеет. Последователи – за тобой. Жереп густеет. Последователи – за тобой. Но уже, судя по комментариям сзади, задумываются. Жереп превращается в сплошной, и тут ты делаешь то, на что не все могут решиться. Делаешь, поскольку понимаешь: возвращаться придётся в обратном порядке.
По густому, мягкому жерепу, как оказалось, можно передвигаться в перманентном падении и кувыркании. Спотыкаешься, падаешь, перекатываешься, встаёшь; опять падаешь, перекатываешься, и так далее. Тебе мягко и весело. И ты живенько перебираешься с кустика на кустик как вша по кучерявой голове негритёнка. И голоса вероятного противника затихают позади. Если спотыкаешься постоянно, кувыркаешься быстро, и в направлении тропы – ты чуть выиграл. Хотя нам-то это зачем?

На КП 23, который был техэтапом, мы думали свернуть на короткую дорогу, оставив четыре лишних, ненужных КП участникам, забывшим о трёх китах мультигонки.
1) Беречь ноги.
2) Отдыхать.
3) Регулярно восполнять потерю жидкости. Горячим чаем конечно, а чем же ещё?!
Мы продали четыре КП за котелок чая, и посчитали сделку выгодной.

Команда с честью держала марку, пока дело касалось второго и третьего пункта. А с первым случилась незадача. Одеть на гонку берцы Андрюхе показалось мало. Не то пальто… И, чтобы превратить в реальность далёкую когда-то мечту о титуле Сурового Челябинского Мультигонщика, он забыл положить в них стельки.
И оповестил меня об этом, заимев пару здоровых, взрослых водянок на все пятки.

Стельки… Ситуация вышла из под контроля и оставила два выхода. Оба вели в никуда. Первый – отдать свои, и иметь возможность пройти ещё пару КП, после чего хромать в лагерь уже обоим. Второй – стельки не отдавать, но начинать путь в лагерь прямо сейчас. Я выбрал первое. Плюс совершил принципиальную ошибку – посоветовал напарнику свой способ лечения больших водянок:
1.    Открываешь в ней кингстоны, то есть делаешь несколько обширных дырок. Ключевое слово – обширных. Или срезать всю покрышку до живого мяса. Придётся потерпеть.
2.    Выкачиваешь трюмную воду досуха ваткой. Ключевое слово – досуха. Пластырь должен ложиться на практически сухое мясо.
3.    Заклеиваешь всю околоводяночную площадь и мясо намертво несколькими слоями липучего, широкого и толстого пластыря. Наклеенный таким образом хороший пластырь, даже в самых хреновых условиях живёт недели две – до полного восстановления эпидермиса.
4.    Когда местоположение водянки подразумевает перенос на неё веса при ходьбе – присобачить пластырем ещё и ватную подкладочку.
5.    Первые пару часов больно, а затем идёшь, как по маслу.
Андрюхе не помогло. Скорее, наоборот. Никогда и никому не советуйте свои способы.

Техэтап, Андрюхиными молитвами, оказался проще простого. Повторяя в уме его инструкции, я гордо прожумарил мимо намертво зависшего конкурента. Неправильно жумарить физически тяжело. Никто, впрочем, не заметил, как я, вместо пропускания верёвки через спусковуху, под конец просто наматывал её на руку.
Пока конкурента тащили трое, спускались сумерки.
А мы, в гедонистическом угаре, фотографировались с девочкой-судьёй – такой снимок официально подтверждает прохождение техэтапа. И поставили минус организаторам, не одевшим её согласно регламента подобных мероприятий – в красное бикини.

Поимев в скалолазном послужном списке три метра жумаринга, я загордился и, предвкушая следующий техэтап, по слухам – спуск с обрыва, спросил:
– Андрюх, а как жумарить вниз?
Он очень внимательно посмотрел на меня, но лишь отметил, что жумарить бывает только вверх. За исключением глубокого космоса.
Наверное, поумничать словом «дюльферять» было бы уместнее, размышлял я, шагая в темноте и жалея, что не вытащил этого туза из рукава. «Дюльферять» – второй, он же резервный термин моего альпинистского словарного запаса.

Андрюха окрылился нашей, а значит его, как учителя, победой. И окрылённый, попытался рвануть на четвёртое – ненужное нам КП. И обнаружил в моём лице радикальную правую оппозицию. Оппозиция вспомнила о наступающей ночи и дождике. Вспомнила о чае и пройдённом расстоянии, и о следующей судье, одетой уже по регламенту, а главное – стельках. И настояла над тем, чтобы четвёртое взгрустнуло без нашей компании.
И нас хватило ещё на половину пути к Синевирской Поляне.
Андрюха шёл всё медленнее. Андрюха ступал всё осторожнее. Андрюха шагал, будто выбирал, на что менее болезненно наступить – на гвоздь или уголёк. И вскоре заглох окончательно. Гонка для нас закончилась.

И мы наколдовали колыбу. И наколдовали сена. И сотворили из них комбинацию, пригодную для скоротать ночь. И наполовину заколдовали досками окно. Мимо продолжали идти люди, и каждый второй считал делом чести посветить в незаколдованную половину мощным налобником.
А последними, перед самой глубокой ночью, прошли девочки.
– Не нужно налобника, девочки! – подумал я в полусне – Заходите лучше в гости.
Это были хорошие и воспитанные девочки. И наверное – с косичками и бантиками. Они не стали светить, и не заглянули в гости. А в утешение спели колыбельную. Нежную колыбельную про вербу.

И я расстроился. Расстроился, как в глубоком детстве, когда мне не купили паровозик. Замечательный, исключительный, лучший в мире паровозик.
В Москве, в Детском Мире, он, блестящий и совсем-пресовсем настоящий, стоял на маленьких железных рельсах рядом с маленьким семафором, и стоил шестьдесят пять рублей. И я расталкивал окружающих, прижимался лбом к стеклу, и любовался им больше часа. И смеялся от счастья, уверенный, что это мой паровозик. А под конец плакал, уже зная, что он – не мой паровозик. И не мог от него оторваться.
Это очень много было, шестьдесят пять рублей. И первый пятилетний ребёнок, который это поймёт, тут же перестанет быть пятилетним ребёнком.

И я от души благодарен напарнику…
Спасибо, Андрюха. На твоём месте мог бы быть я.
– «Забудешь стельки – будешь!» – невозмутимо ответит Андрюха.

Fin.

А утром мы пошли домой. В базовый лагерь, то есть. И это другая история. Таких историй много. Достаточно вбить в поисковик простое словосочетание «добраться двум небритым мужикам на трёх попутках в церковный праздник в Карпатах купить пачку сигарет в закрытом магазине». Попробуйте.

К сему прилагаются:
1.    Плохое фото карты с нанесёнными КП Gorgany Race 2013: Ссылка 1. Ссылка 2.
2.    Файл с координатами КП Gorgany Race 2013, вбитыми вручную с карты, в формате gpx: Ссылка.

Выводы для себя на будущее:

1.    Обувь, обувь, обувь!
a.    Идеологически выдержанная, то есть заточенная под гонку. Подошва + надёжность + плотная облегаемость + нормальная СТЕЛЬКА + дышимость + высыхаемость.
b.    Растоптанная, но в меру. Не Андрюха, так я сам мог притухнуть километров ещё через двадцать. Всего лишь потому, что кроссовки, в которых мне очень комфортно бегать – крепкие, в сеточку, с хорошей подошвой, и так далее, для гонки оказались излишне растоптанными. Сразу при возвращении купил такую. Бегать по пересечёнке отлично. Ногу держит – будто собака вцепилась.
c.    Лучше, если она уже прошла подобное мероприятие.
2.    Возможно, имеет смысл заклеить подошвы и пальцы пластырем заранее. Я так когда-то делал перед длинными переходами без подготовки, или в неразношенной обуви. Может, это и не причина – но проблем с натиранием ног не было. Худа не будет, во всяком случае.
3.    Не забыть взять детскую присыпку и какой-нибудь крем. Не стрельнуло, но могло ведь и стрельнуть. Имеются в виду потёртости.
4.    Тёплые вещи брать с расчётом на самые хреновые обстоятельства. В колыбе, на сене, во флисе было более, чем прохладно. Это Карпаты. В дождь, который тут может оказаться градом или даже снегом, без домика, сена и физической возможности нормально передвигаться ночь бы была намного более болезненна. Конечно, костёр бы разожгли пионерский. Или, переночевать где-нибудь попросились, благо застопорились в достаточной близости от цивилизации. Выход всегда есть. Но было б несладко. Однозначно.
Пуховый спальник ничего не весит, и спрессовать его можно в пушечное ядро. Или жилетка пуховая. В общем, нужно что-то, хорошо изолирующее от холода и лёгкое. Просто, в качестве ремня безопасности.
5.    Еда – тут несложно, и у нас всё было ОК. Реально, в разные моменты хотелось и кураги, и шоколада, и сникерса, и бутерброда с колбасой. Всё это у нас было в достаточном количестве. Изумительно шёл бутерброд из сыра с шоколадом брют. Без хлеба, понятно. Настолько хорошо, что я назову эту комбинацию Швейцарский Бутерброд, и буду, под этим названием, учитывать в каждой продуктовой раскладке.
6.    В следующий раз не забыть напомнить организаторам, чтобы вместо валидола и нашатыря требовали горчичники. Горчичники – они полезные. Ими можно колбасу на бутерброде натереть.